меню
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
на 2011 – 2016 годы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.РЕЙДОВО 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы развития

2. Информационная справка

3. Проблемный анализ состояния школы

4. Формирование концепции школы «Школа ключевых компетенций».

5. Управление реализацией программы развития.

6. Сроки и этапы реализации программы развития.

7. Объём и источники финансирования Программы.

8. Ожидаемые результаты.

9. Риски. 

 1. Паспорт программы развития

Наименование программы

 

Комплексная целевая программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Рейдово.

 

Разработчики программы

 

Педагогический коллектив школы, администрация школы.

 

Исполнители программы

 

Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность.

 

Научно-методические основы программы

 

При подготовке программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.

 

Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федеральной Программой развития образования, законом Российской Федерации «Об образовании», приоритетным национальным проектом «Образование»

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

 

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы.

1. 2011-2012г. - проблемный анализ состояния школы;

2. 2011 г.- изучение направлений модернизации российского образования;

научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании.

 

Цели и задачи Программы.

Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, исходящей из запросов и потребностей окружающего пространства,

Задачи Программы:

- обновление содержания образования в контексте образования, ориентированного на формирование             ключевых компетенций.

 

 

  

             - введение федерального государственного образовательного стандарта  

                 начального общего образования (ФГОС НОО)

- внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения, нацеленных на формирование ключевых компетенций учащихся, и соответствующего научно-методического обеспечения.

 

-     формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;

-       организация обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;

-        построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, району, области, России;

-     совершенствование учительского потенциала;

-       совершенствовать организацию учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

-        развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.

 

 

Приоритетные направления Программы.

 

  1. 1.Обеспечение и сохранение высокого качества обучения на основе внедрения новых образовательных технологий и мониторинга качества образования.
  2. 2. Продолжение развития ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения образовательного процесса и формирование современной школьной инфраструктуры.
  3. 3.Создание условий для развития одаренных детей.
  4. 4.Развитие информатизации образования, расширение единого информационного пространства.
  5. 5. Совершенствование воспитательной системы в   условиях социализации личности в обществе.

 

 

   Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения:

-        обеспечении стабильного качества образования;

-        качественное обновление содержания дошкольного, начального, основного общего образования и среднего (полного) общего образования;

-        удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;

-        совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МОУ СОШ с.Рейдово;

-        повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

-        создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

-        создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;

-        развитие материально-технической базы;

-        повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;

-        повышение эффективности государственно-общественных форм управления.

 

Срок действия Программы.

2011-2016 гг. 

 

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

Объём и источники финансирования Программы.

Бюджетное финансирование.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Внутренний мониторинг проводит администрация.

Результаты обсуждаются один раз в год. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.

2. Информационная справка о школе

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рейдово

2.2.Юридический адрес: 694535, Россия, Сахалинская область, Курильский район, с.Рейдово, ул.Курильское шоссе,4.

2.3.Фактический адрес: 694535, Россия, Сахалинская область, Курильский район, с.Рейдово, ул.Курильское шоссе,4. 

Телефон: 8(42454) 99-355

Факс: 8(42454) 99-355

Адрес электронной почты: reidovo@ yаndex.ru

Учредители: Администрация МО «Курильский городской округ»

Количество обучающихся – 80

Ресурсная база

  • обеспеченность учебными площадями (на 1 обучаемого) –  12,6 кв. м.
  • оснащенность компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер) –    6 чел.

 

2.1. Историческая справка о школе.

 

                1945 – 1946 год рождения школы. Занимала приспособленное японское здание.

                1949 – реорганизована в семилетнюю школу. Директор школы Куракина Г.Г.

                1951-1952 – Рейдовская семилетняя школа обслуживала населенные пункты:

п.Рейдовый – 233 чел., пос.

Лососевый – 8 человек,

пос. Консервный – 14 человек.

                1961 – переход в другое здание. Семилетняя школа реорганизована в восьмилетнюю.

                1967-1968 – обучалось 98 человек. Директор восьмилетней школы Лозовая Р.И.

                1975 – на острове, созидание. Все обновилось: стройка пошла. Построили новое здание – и школа в него перешла. Здание построено на 140 мест. Директор школы Щемелева Э.В.

                1982 – по инициативе учителей Окунь А.А., Сучковой Л.Ю, Тырковой А.В., при содействии председателя сельского совета Токаревой Л.П., поддержке родителей восьмилетняя школа реорганизована в среднюю.

                1991- перестройка в стране – Перестройка в школе. Отменены общественные организации: пионерская, комсомольская.

                1996 – в школе обучается 347 человек. Директор школы Гвоздецкая Л.Э. школа впервые отметила свой день рождения – 50 летие

                2003 – 2006 - МОУ СОШ с.Рейдово – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рейдово. В школе работает 12 учителей. Школа работает по проблеме «Гуманизация процесса обучения с целью воспитания гармонично развитой личности, способной адаптироваться в окружающем мире». Приобретена школьная мебель в соответствии с требованиями СанПиНа. Шестой год работает компьютерный класс.

                2010-2011 – школа оснащена кабинетами русского языка, литературы, математики. В 2011-2012 году – кабинетом начальных классов; с этого же года внедряются новые стандарты начального образования. В столовую завезена современная бытовая техника.

2.2. Общие сведения о школе и контингенте учащихся

В 2010-2011 учебном году в школе обучаются 80 учащихся,

I ступень - 32

II ступень - 32

III ступень – 16

 

2.3. Статистика основных показателей работы школы за последние три

года

 

 

2007/2008 уч. год

2008/2009 уч. год

2009/2010 уч. год

Обучалось

в начальной школе

 

в основной школе

 

в средней школе

 

30

31

13

 

24

45

10

 

31

31

11

Закончили школу с

аттестатом особого

образца

 

 

 

Закончили школу с

золотой медалью

1

 

 

Закончили школу с

серебряной медалью

 

 

 

 

 

 

Окончили учебный год на

«5»

в начальной школе

 

в основной школе

 

в средней школе

 

 

 

 

 

5

4

1

 

 

 

 

3

2

-

 

 

 

 

 

 

 

5

 

1

 

-

Окончили учебный год

на «4»и «5»

в начальной школе

 

в основной школе

 

в средней школе

 

 

 

4

14

5

 

 

10

15

3

 

 

 

10

5

6

 

Количество призеров

районных олимпиад

3

5

4

 

 

2.4. Кадровые ресурсы

Школа укомплектована кадрами. В настоящее время в школе

работают 13 педагогов.

Из них высшее образование имеют - 11 человек

Среднее специальное - 2 человека

Высшую квалификационную категорию имеют – 3 человека

Первую квалификационную категорию – 3 человека

Вторую квалификационную категорию – 4 человека

Почетных работников общего образования РФ – 1. человека

Основную часть коллектива составляют учителя с повышенной

способностью к саморазвитию.

 

2.5. Организация образовательного процесса

Учебный план МОУ СОШ с.Рейдово составлен на основе нормативных документов.

Учебный план школы составлен с соблюдением санитарных требований, материально-технического обеспечения, с учетом условий, в которых находится школа на данный учебный год (кадры, желание учащихся, родителей, мнение и возможности педагогического коллектива). В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное.

 

2.6. Приоритетное направление деятельности учреждения.

1. Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом

2охранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни. (Программа «Профилактика и предупреждение табакокурения»)

3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования

4. Повышение уровня профессионального мастерства учителя

5 Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина в жизни человека, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. Лучшие ученики участвуют в районных олимпиадах. Учащиеся нашей школы выступают во всех районных предметных олимпиадах.

В течение трёх лет учащиеся принимают активное участие в районных и областных конкурсах:

2 место в областном конкурсе сочинений «Моя семья»,

Осокор Виолетта -8 класс;

3 место в областном конкурсе сочинений «Мы - за здоровое питание»,

Осиюк Галина -9 класс;

 

В школе действует хорошо отлаженная система стимулирования учащихся: похвальная грамота, Доска Почёта, получение именных районных стипендий.

Учебный год Количество районных стипендиатов

2007-2008 - 4

2008-2009 - 7

2009-2010 - 6

         В школе сформировался и утвердился замечательный коллектив учителей, которые стремятся сделать каждый шаг ребенка творческим самоутверждением, на уроках создаются оптимальные условия для самовыражения детей. Стиль работы школы – научить учиться. Учителя нашей школы работают творчески, обладают гибкостью, подвижностью мышления, способностью реагировать на непредвиденные обстоятельства.

Они выработали в себе способность комбинировать известные системы обучения, преобразуя их в новые, конструировать их в различные сочетания. На базе нашей школы регулярно проводятся районные семинары. Учителя принимают участие в работе районных методических объединений, где делятся накопленным опытом.

         Коллектив учителей сосредотачивает внимание на следующих аспектах: глубоком усвоении содержания и методики новых программ и учебников; усилении развивающего начала в обучении; преодоление перегрузки учащихся; усиление практической направленности образования; овладении современными требованиями к анализу урока, соблюдение преемственности на всех ступенях обучения.

          Одним из основных направлений нашей деятельности является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Проблема здоровья детей занимает одно из главных место в воспитательной работе нашей школы. Необходимость введения этой программы заключается в следующем:

1. высокая заболеваемость учащихся;

2. интенсификация учебного процесса (возросла учебная нагрузка);

3. недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей;

4. низкая двигательная активность школьников.

           Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям:

-формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.

- разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.

- нормализация учебной нагрузки.

- повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

         Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся. Учащиеся добиваются прекрасных спортивных успехов во многих районных состязаниях. Команда учителей нашей школы ежегодно принимает участие в районной спартакиаде работников образования.

        Большое внимание уделяется воспитательной работе. Приоритетным является направление «Я гражданин », основная задача которого заключается в воспитании чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами.

      Большая работа ведется классными руководителями. Традиционными мероприятиями в нашей школе стали: День самоуправления, День матери,   День здоровья, классные часы, праздник «9 Мая», «Посвящение в Первоклассники». Последний звонок для выпускников школы, выпускные вечера. 

 

2.7. Традициями школы являются:

открытость образовательного процесса;

уважение к личности ученика и педагога;

стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

организация непрерывного образования учащихся;

признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

сохранение и передача педагогического опыта.

 

2.8.Сотрудничество.

В своей деятельности школа сотрудничает с различными общественными и государственными организациями такими как:

- районная газета « Красный маяк»;

- Дом культуры с.Рейдово;

- Детский сад «Золотая рыбка»;

- Сельская библиотека

3.Проблемный анализ состояния школы

3.1. Анализ выполнения программы развития школы на 2005 – 2010 гг

                Сельская школа даёт не пониженное образование по сравнению с городским, а качественно иное, ориентированное на более тесное взаимодействие человека с природой, на усвоение культурных традиций, моральных устоев, нравственных принципов Человека, живущего на Земле.

                На протяжении 2005-2010 гг. педколлектив вводил в школьную жизнь новые формы и методы обучения и воспитания учащихся с целью повышения качества знаний детей. Ставилась задача на индивидуализацию обучения, что давало учителям возможность бережно относиться к познавательным интересам учащихся, развивать уверенность учащихся в собственных силах. Учителя освоили и используют в работе технологии развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, как школы сельской со своими сложившимися традициями.
                 Школа работает по эколого-краеведческому направлению. Краеведение - это воспитание гражданственности, любви к своему Отечеству и краю. Экологическое и краеведческое воспитание проходят через все предметы учебного плана и внеклассные мероприятия.
Это выбранное направление работы школы – главный стержень в воспитании Человека, социально-активной жизненной позиции каждого ребёнка.
               Сельская школа стремилась быть центром культурной жизни села. Ученики школы принимают активное участие в мероприятиях сельского Дома культуры (День пожилого человека, День защитника Отечества, мероприятиях, посвященных празднованию 9 Мая), Рейдовской сельской библиотеки; организовывали выставки творчества и акции против наркомании, токсикомании, курения и употребления спиртных напитков.
Дети активно участвовали в олимпиадах, конкурсах, спартакиаде школьников проводимых в районе.

                 На высоком уровне ведется спортивная работа школы. Школа на протяжении последних трех лет занимает призовые места в Спартакиаде школ района.
               Улучшен медицинский контроль за детьми.
Под особым контролем находится вопрос по правам детей. Вся работа по охране прав детей, по выявлению необучающихся, трудных и детей группы риска, по профилактике правонарушений находится под внимательным контролем инспектора ГДН         ОВД по МО «Курильский городской округ» и классных руководителей.

За это время создан компьютерный класс; школа имеет выход в Интернет и имеет свой сайт; создаётся мультимедийная база; установлена новая программа Linux.

Важнейшими показателями эффективности работы школы являются результаты образовательной деятельности. Эти результаты могут быть структурированы следующим образом:

- Общее состояние обученности учащихся школы;

- Результаты итоговой аттестации

- Результаты участия в районных олимпиадах, конкурсах

 

                         РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

                                     Итоги успеваемости за последние 3 года

Учебный год

Уровень обученности

Качество знаний

2007/2008

99%

34%

2008/2009

98%

38%

2009/2010

99%

37%

 

Вывод: Общие итоги учебной деятельности школы были подвержены отрицательной динамике. Снижение успеваемости наблюдается в начальной школе. Первоклассники остаются на второй год (отсюда и отрицательная динамика) по решению психолого-медико-педагогической комиссии. Нестабильной является доля учащихся, успевающих на «4» и»5». Следует признать, что эта доля недостаточно высока. 

                Данные показатели – свидетельство недостаточно действенной работы педагогического коллектива по повышению качества образования, формированию и развитию инновационных практик, направленных на совершенствование образовательного процесса, приведение его в соответствие с современными требованиями.

Отмеченные результаты образовательного процесса являются следствием целого ряда факторов, определяющих характер деятельности педагогического коллектива школы.

           Современная организация образовательного процесса предполагает внедрение различного рода инновационных наработок, направленных на повышение его эффективности. 

В начальном звене школы это активное применение систем дифференцированного и личностно-ориентированного   обучения.

                В основной школе необходим поиск и введение в практику деятельности педагогов образовательных технологий, направленных на развитие поисковой, мыслительной деятельности учащихся, ориентация образовательного процесса на формирование творческой личности, способной к самостоятельному добыванию знаний и их практическому применению.

                 Заявленное Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

                Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирование навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе новых форм государственной итоговой аттестации и введения регионального квалиметрического мониторинга оценки качества образования.

                Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным.

Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурсного развития школы

                 Анализ материалов медицинского мониторинга состояния здоровья детей и школьников показывает, что в дошкольном отделении состояние здоровья детей не имеет отрицательной динамики Уже в школе I ступени состояние здоровья детей ухудшается. По результаты медицинского мониторинга у учащихся II ступени тоже наблюдается ухудшение здоровья: увеличение количества детей с патологией зрения, желудочно-кишечного тракта, нарушением осанки. Это вызвано напряжением функциональных систем организма при переходе к предметному обучению, возрастными кризами на фоне недостаточного использования здоровьесберегающих технологий и оздоровительных мероприятий в   школе.

                Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают компетентностный подход. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций»   на период 2011 – 2016 годов.

 

 4. Формирование концепции школы

«Школа ключевых компетенций»

Программа разработана в соответствии с:

  • основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
  • Федеральной программой развития образования
  • Законом Российской Федерации «Об образовании»
  • Приоритетным национальным проектом «Образование»

      Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

      Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определены  цели образования на современном этапе, где подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоения обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

 

 

 

Цели и задачи образовательного учреждения

 

     Деятельность образовательного учреждения строится в соответствии с социальным заказом. Он состоит в том, что обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    Педагогический коллектив школы ставит перед собой следующую цель: создание современной сельской школы, обеспечивающей ее выпускникам конкурентоспособность и воспитывающей в них высокие нравственные качества. Освоение новых образовательных технологий и широкое внедрение их в образовательный процесс с целью создания условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования и формирование у выпускника школы общих компетенций, необходимых для жизни в современном обществе.

      Современный социальный заказ определяет миссию (предназначение) школы. Она состоит в следующем.

  • обеспечение необходимого уровня развития личности для раскрытия ее творческих способностей;
  • развитие нравственности и социально-коммуникативного уровня поведения личности;
  • формирование человека, который сможет, характеризуясь социально и личностно позитивной ценностно-смысловой мировоззренческой основной, в то же время адаптироваться к жизненным ситуациям (владение ключевыми социальными компетентностями);
  • создание базы для самостоятельного творческого подхода личности к решению практических задач;
  • утверждение в массовом сознании необходимости гармонии общественных и личных отношений;
  • всемерное способствование появлению у учащихся уже в школьные годы плана будущего, которое в известной степени становится жизненным идеалом.

   Таким образом, школа призвана создавать благоприятные условия для развития детей, имеющих разные способности и уровень образовательных потребностей, с одной стороны обеспечивать адаптацию к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – гибко реагировать на изменяющийся социальный заказ. Главное предназначение школы – социализация личности, ее подготовка к быстро меняющейся жизни.

      Исходя из этого, образовательный процесс в школе строится на следующих основных принципах:

  • Принцип гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к участникам образовательного процесса, исключение принуждения и насилия над личностью.
  • Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий:
  1. полноту реализации возможностей данного возраста ребенка;
  2. нацеленность на развитие у ребенка в первую очередь фундаментальных способностей;
  3. опору на достижения предыдущего этапа развития, создающего предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
  • Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка.
  • Принцип социокультурной открытости образования, поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.) 

 Задачи программы развития

1. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации  школы, учитывая особенности сельской малокомплектной школы.

2. Определение оптимального содержания образования (обучения, воспитания и развития) обучающихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы.

3. Укрепление здоровья участников образовательного процесса

4. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.

 

 Приоритетные направления программы развития

1. Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Подпрограмма «Одаренные дети»). 

2. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни.

( Подпрограмма «Здоровый образ жизни» )

3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования (Программа работы по преемственности)

4. Информатизация образовательного процесса (Программа «Информатизация»)

5. Повышение уровня профессионального мастерства учителя, стимулирование к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем. (аттестация педагогических работников в новой форме, участие в конкурсах)

6. Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством,  формирование понятия Родина в жизни человека,  воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. ( Подпрограмма «Я - Россиянин»)

 

                               Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки достижений

      Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию МОУ СОШ с.Рейдово должна способствовать:

–        повышению качества образования обучающихся

–        успешному функционированию воспитательной системы школы

–        внедрению организационных механизмов мониторинга образования

–        сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию

–        повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе

–        саморазвитию и профессиональному совершенствованию членов педагогического коллектива.

–        модернизация системы управления школой

–        создание системы педагогического мониторинга, как основы принятия управленческих решений

–        повышение эффективности использования ресурсов

В ходе реализации Программы :

      –  произойдет оптимизация структуры как основного , так и дополнительного образования, что позволит выполнить социальный заказ

     – произойдет расширение и осуществление инновационных процессов в школе, положительно влияющих на рост позитивной мотивации детей по отношению к образованию, осознанному выбору своей будущей профессии, а также более быстрой адаптации выпускника в современном обществе

        –  повысится стремление педагогов к профессиональному самосовершенствованию.

Будут созданы необходимые условия для развития воспитательных функций школы, увеличится охват обучающихся различными формами дополнительного образования.

       Школа всеми своими средствами будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышению роли семейного воспитания.

Эффективность реализации Программы развития школы будет отслеживаться по следующим критериям и показателям:

1. повышение уровня профессионального мастерства учителя;

2. обеспечение стабильного качества образования:

-      рост мотивации обучения обучающихся;

-      рост результативности участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах на всех уровнях;

-      повышение уровня преподавания;

-      уровень сформированности общих компетенций обучающихся.

-     результативность ГИА, ЕГЭ.

3. позитивная социализация обучающихся:

-      устойчивая мотивация на здоровый образ жизни;

-      положительная динамика состояния здоровья детей;

-      уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся;

-      уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности.

 

 

               Концептуальная модель компетентностей педагогов школы

Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:

  • наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной  коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
  • способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
  • способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;
  • стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации новых педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
  • наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
  • наличие методологической  культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
  • готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
  • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
  • принятие философии маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании;
  • принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
  • наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
  • сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
  • осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:

  • готовность к жизни в  современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические  жизненные  цели и быть способным их достигать, готовность перестраиваться к потребностям общества;
  • наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению  и развитию своего  физического, психического и нравственного здоровья;
  • способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;
  • коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
  • высокая познавательная мотивация, готовность выпускника школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
  • совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни,   умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;
  • способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;
  • адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль);
  • стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).

 

     Задача педагогов школы -   воспитать выпускника, обладающего   ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями   в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

Основные направления работы воспитательной системы школы

Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.

Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире.

Цель программы – создание в школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является личность каждого ученика, приобщение к истинным ценностям, формирование  нового сознания, ориентированного на умение сохранять уважение друг к другу, взаимодействие, стремление к взаимодействию.

 

Структура воспитательной системы.

1.  Целенаправленность в воспитательной  работе.

Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.

2. Основные методы воспитания.

а) Единые педагогические требования;

б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно  пробудить и вызвать потребность у учащихся к самосовершенствованию;

в) Педагогическая  индивидуальная поддержка.

3. Школьная воспитывающая среда.

а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса;

б)  Организация ученического самоуправления;

в) Традиции школы.

4. Воспитание на уроке.

5. Система работы классного руководителя.

а) Согласованность воспитательных целей с общими;

б)  Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы;

в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки;

Программа представляет собой систему 5 подпрограмм:

«Одарённые дети», Подпрограмма преемственности между дошкольным образованием, начальной и основной школой, «Информатизация образования», «Я - Россиянин», «Здоровый образ жизни».

Приоритет при этом сохраняется за подпрограммой

патриотического воспитания. 

Содержание и организация образовательного процесса.

1. Содержание и организация дошкольного образования

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с дошкольниками.

 

Модель выпускника детского сада.

 

Выпускник детского  сада:

-  Физически крепкий работоспособный ребенок, осознанно и бережно относящийся  к своему здоровью, владеющий

 представлениями и навыками культуры здорового образа жизни; основные показатели физического развития соответствуют возрастным на уровне выше среднего; владеет значительным разнообразием и определенной культурой

 движений; 

- Образ «Я»  приобрел сложную структуру: в него включены представления личностного (осознает себя как субъекта собственной жизни) и социального «Я», представления о том, каков он сегодня и о том, каким бы он хотел стать в будущем. Произошло оформление основных элементов произвольности и волевого поведения. Самооценка эмоционально-положительная, адекватная; 

- Мотивы поведения связаны с интересом к миру взрослых. В числе значимых мотивов интерес к  новым, осваиваемым

видам деятельности, к установлению и сохранению положительных отношений со взрослыми и сверстниками, мотивы

личных достижений, самолюбия, самоутверждения. Возникает соподчинение мотивов; 

- Чувства достаточно устойчивы, глубоки, осознаны, обобщены, происходит «интеллектуализация аффекта».

Получили развитие высшие чувства: нравственные, познавательные, эстетические. Они зачастую являются мотивом поведения.  

- Личностная культура - нравственно воспитанный, интеллигентный  человек. Он проявляет вежливость, доброжелательность, послушание по отношению к взрослым, заботу о своих близких и друзьях. Адекватно и культурно ведет себя в общественных местах, в различных ситуациях. Опрятен,  аккуратен. Поведение ровное, настроение эмоционально-положительно устойчивое. 

- Социально активная личность, позитивно относится к миру, окружающим людям, осознает себя членом общества, владеет навыками общения и делового взаимодействия.      Способен и подчиняться и  взять на себя организаторские функции, инициативен, самостоятелен, способен сделать выбор и нести за него ответственность. Игра, познание и труд превратились в самодеятельность ребенка. Он овладел основами  ролевого поведения. 

- Овладел разговорной речью, может поддержать беседу на познавательную и личностную тему, пользуется невербальными средствами общения, умеет пересказывать знакомые сказки, рассказы, сочинять,  овладел произношением всех звуков родного языка, основами культуры речи, использует средства выразительности. 

- Образованный человек - сформированы системные и систематизированные знания и умения, позволяющие адекватно

 ориентироваться в окружающем мире, владеет символическими средствами, способами познания, позволяющими самостоятельно познавать мир,  реализовывать творческое начало; любознательный, проявляет наблюдательность, воображение, практичность ума, умеет устанавливать причинно- следственные связи; выполняет элементарные логические операции;  владеет представлениями о своей Родине, природных условиях жизни родной страны, её культуре и истории, представления о родном крае окрашены позитивными чувствами. 

1. Содержание и организация начального образования.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Социальная компетенция

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа»,  «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Общекультурная компетенция

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.  

Коммуникативная компетенция

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированость  первичных навыков саморегуляции.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части.

Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

  • гуманизации;
  • гуманитаризации;
  • непрерывности и поступательности;
  • дифференциации;
  • интеграции;
  • культуросообразности.

Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

  • чтение для формирования социальной компетенции;
  • язык и чтение для формирования коммуникативной компетенции;
  • музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования общекультурной компетенции;
  • физическая культура и ОБЖ для формирования социальной компетенции
  • все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.

Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

   В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе программы «Школа России»;

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

    Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

  • формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества;
  • в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:

  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся;
  • методы диалога;
  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • игровые методы;
  • рефлексивные приемы и методы;
  • методы диагностики и самодиагностики.

 

Содержание  и  организация   внеучебной   деятельности  учащихся

    Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. 

     В качестве  системообразующего  фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает  нравственное  воспитание учащихся.  Педагогический  коллектив поставил перед собой задачу создать  школу   разных  возможностей   с   широким   диапазоном  деятельности  детей  и учителей.   Педагогический  коллектив школы  считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на  формирование  личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.

 

 

2. Содержание и организация основного общего и среднего (полного) общего образования

Образ выпускника 9 и 11 классов как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени, III ступени.

 

Ценностно-смысловая компетенция.

     Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом.       Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое будет способствовать становлению выпускника как компетентной и мобильной личности, способной быстро адаптироваться к окружающей его среде, найти

свое применение в общественной и профессиональной деятельности.

Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.   Развитие основных физических качеств.

Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Информационные компетенции.

При помощи учебной, художественной, справочной литературы , видеозаписей , электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Общекультурная компетенция.

Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части

Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана   и соответствующий им набор учебных предметов.

Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

Содержание основного общего образования исреднего (полного) общего образования

ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников.

Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии,    формы, методы и приемы.

Учебный процесс на второй ступени и третьей ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект.

Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота;
  • развитие и совершенствование информационных  и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности;
  • овладение умениями анализировать, опознавать, классифицировать, и т.д.
  • применение полученных знаний и умений на практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технология образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 11х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

      Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 –11 классов является образ выпускника школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:

  • образовательные программы;
  • КТД;
  • кружки;
  • секции;

     Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 11–х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах. 

 

5. Порядок управления реализацией Программы.

 

            Общее руководство работой по Программе развития и оценка степени эффективности её реализации осуществляются Педагогическим  советом, Советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами- представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях Педагогического совета, Совета школы, родительского комитета.

               Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Внутренний мониторинг проводит администрация.

Результаты обсуждаются один раз в год. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными  направлениями.

6. Этапы реализации программы развития

1 этап.  Ориентировочный (2011 –2012 г.г.)

                Цель: Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования.

2 этап. Основной (2012- 2015 г.г.)

                  Цель: Переход образовательного учреждения в инновационный режим.

3 этап. Обобщающий (2015-2016 г.г.)

                  Цель: Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. 

 

 

                                             Основные механизмы реализации Программы развития.

1. Создание подпрограмм развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения  в данном направлении,  ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.

2. Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:

 

 

Педагогический совет методический совет Совет школы

Школьный родительский комитет Классные родительские комитеты

 

Совет старшеклассников Классные коллективы

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1. Подпрограммы развития школы

В соответствии с основными задачами  развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм:

«Информатизация образования»

«Я - Россиянин»

«Здоровый образ жизни»

«Преемственность между группой дошкольного воспитания, начальной и основной школой»

 

Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

  • повышение качества дошкольного, начального и основного образования:
  • выравнивание возможностей учащихся  в получении качественного образования;
  • повышение функциональной грамотности выпускников школы   на каждой ступени образования;
  • улучшение социальной ориентации учащихся
  • расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами  обучающихся и их родителей;
  • обновление учебно-материальной базы учреждения образования (оборудование учебно-лабораторной, компьютерной базы, соответствующей современным требованиям и нормам к оснащению кабинетов);
  • расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием: развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования ( попечительский совет, Совет школы) 

 

7 . Объем и источники финансирования Программы

 

Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

 

Объём и источники финансирования Программы.

Бюджетное финансирование.

 

8. Ожидаемые результаты.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

2015 год

  • внедрены новые стандарты начального образования;
  • удерживается стабильный   уровень качества образования;
  • качественное обновление содержания общего образования и среднего (полного) общего образования

 

 

 

 

Процент качества 40%-50%;

 

Формирование у выпускников школы ключевых компетентностей

 

  • повышение  ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий;

  • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием

 

100%

 

увеличится до 100%

 

 

увеличится в два раза

  • укрепление здоровья обучающихся

сокращение   заболевших ОРВИ и гриппом, нарушений опорно-двигательной системы, зрения и др. заболеваний

расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся

процент охвата учащихся-100%

развитие материально-технической базы школы

 

 

увеличение финансирования на учебные расходы

        Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения.

 

Оценка результатов программы.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
  • социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
  • анализ результатов государственной итоговой аттестации, регионального квалиметрического мониторинга, олимпиад, конкурсов. 

 9. Возможные риски

  • Негативное воздействие социума на обучающихся.
  • Наличие контингента обучающихся с ослабленным здоровьем.
  • Изменение кадрового состава педагогического коллектива.
  • Снижение численности обучающихся приведет к снижению бюджетного финансирования(в рамках нормативно-подушевого финансирования).
.